Опыт стран Североамериканского континента

 

Соединенные Штаты Америки

 

По Конституции США, распределение между штатами мест в палате представителей и прямых налогов связано с численностью населения в штатах. Именно поэтому всеобщая перепись проводится каждые 10 лет, начиная с 1790 года. Регулярное проведение переписи - прямая потребность государства. Перепись рассматривается как мероприятие национального масштаба, а участие в ней - как необходимое условие существования демократии.

Последняя перепись была проведена в 2000 году. Бюро по переписи населения (US Census Bureau) в целях проведения информационно - разъяснительной работы и для обеспечения максимального участия населения учредило Агентство по работе с населением (Census 2000 Publicity Office).

Одним из основных принципов проведения информационно-разъяснительной работы Переписи 2000 была предельная лаконичность и простота, как залог быстрого усвоения информации и получения скорой ответной реакции населения. Это стало основным требованием к составлению вопросов в анкете, ответить с легкостью на которые могли дети и взрослые, граждане, имеющие разные уровни образования и представители населения, английский для которых не является родным языком. Были охвачены также не говорящие по-английски слои населения: реклама звучала на 17 языках.

Основным отличием переписи населения в США от российской является способ сбора информации о населении. В США он проводится путем адресной рассылки всем жителям страны переписных анкет, которые после заполнения отсылаются обратно в Бюро по переписи населения США. На заключительном этапе специальные переписчики приходят в дома тех жителей, переписные анкеты которых не были получены Бюро по переписи.

При переписи каждая шестая семья получила длинную форму опросника. Кроме шести основных вопросов, она содержала 46 дополнительных, например: «Есть ли в семье глухие?» или «Как добираетесь до работы?»

Впервые в переписи населения был использован Интернет, который продемонстрировал свои возможности в работе с населением, но пока не позволил использовать весь свой потенциал. На страницах общественных сайтов Перепись 2000 заняла рекламные места.

До 2000 года основной проблемой переписных кампаний была низкая активность населения. Убедившись, что система штрафов за уклонение от переписи неэффективна, при проведении последней переписи проблема была решена радикально: Конгресс увеличил бюджет переписи в 6 раз. Деньги пошли, в основном, на рекламную кампанию.

Ознакомиться с результатами переписи можно в офисах Национального архива, в библиотеках и Центрах истории семьи, что позволяет многим желающим узнать место жительства своих предков, включая поколения XIX века.

 


Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области
12.02.2009